Что означает слово «амплуа»
Корни слова «амплуа» происходят от французского emploi — роль, занятие, должность, место. Данный термин используется в театральном искусстве и означает роль, которую будет играть актер. При этом на роль актер назначается, исходя из своих психофизических особенностей, внешних данных, техники игры, уровня мастерства. Также термин «амплуа» используют в драматургии как типизацию. Другими двумя элементами типизации являются маска и характер.
Доктор Хаус в своем амплуа
История возникновения амплуа
История возникновения амплуа в театре берет начало с эпохи классицизма. Тогда в театрах актеры подбирались на роли, исходя из внешних данных: значение имели рост, вес, черты лица актера, тембр его голоса, пластика и т.д. Например, если герой был высок ростом, строен, имел идеальные черты лица, низкий тембр голоса, как правило, ему предлагали ведущую роль в трагедии. Если же актер был низкого роста, полноват и имел высокий голос, то, как правило, это был герой комедий.
В принципе, актер мог играть и противоположные роли: это допускалось, но не сказать, что очень приветствовалось. Одно «но» было незыблемо: возраст актера. Состарившийся актер не мог играть, например, молодого героя-любовника, даже если в молодости он только такие роли и играл. Роли подбирались обязательно согласно возрасту актера.
Особенно широко использовалось амплуа при создании актерской труппы: актеры подбирались таким образом, чтобы в итоге театр мог играть любой спектакль, будь то трагедия или комедия.
Амплуа в драме
Амплуа в драме — это отказ от индивидуальности личности. Более того, это подчеркнутое, в чем-то даже гротескное изображение какого-то определенного качества человека или же общей характеристики представителя какой-то группы, глядя на которого, можно нарисовать для себя общую картину.
Амплуа в современном театре
Если в драме амплуа — один из важнейших элементов игры, то в современном театре, начиная с ХХ века, наоборот, выступали против его использования. Первыми об этом заявили в МХТ. Позднее за эту идею выступал К. Станиславский, который считал, что амплуа забирает у актеров самое главное — их индивидуальность. Он считал, что использование амплуа также не дает актерам всесторонне развиваться, буквально вынуждает их играть всю жизнь одну и ту же роль. Однако, были и те, кто всё еще выступал и за амплуа: например, Н. Евреинов и А. Кугель.
Добавить к себе: